Page 27 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 27
годы перестройки, возникшие социально-экономические трудности, актуали-
зация проблемы прав человека в советском обществе и многое другое привели
в конечном итоге к разочарованию в идее социализма (коммунизма) и, следо-
вательно, в постулатах коммунистического воспитания. На излете перестроеч-
ного времени прозвучали «заповеди человечности» Д. С. Лихачева, ставшие, по
нашему мнению, перекидным мостиком к следующей эпохе, провозгласившей
переход к демократической школе и гуманистическому воспитанию:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и
почитай.
7. Что природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а
не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.47
Методические советы к разделу
1. Используйте предложенный материал на уроках по литературе, исто-
рии, обществознанию, МХК.
2. Предложите обучающимся написать эссе, взяв за основу одну из ци-
тат, предложенных в тексте пособия.
3. Дайте детям цитату-утверждение, с которым они могут не согласить-
ся. Попросите их предъявить свои аргументы.
4. Проведите классный час на актуальную тему, сославшись на мнение
одного из представителей педагогической мысли России (СССР).
5. Привлеките заинтересованных обучающихся к выполнению исследо-
вательского проекта по педагогическому наследию одного из названных в
данной главе авторов.
6. Организуйте для детей дебаты по вопросу о том, нужно ли наказывать
детей.
7. Обсудите на классном часе идею о необходимости детских обществен-
ных организаций, предложите им сформулировать аргументы «за» и «про-
тив» детских сообществ.
47 Лихачев Д. С. Раздумья. – М.: Дет. лит., 1991. – С. 318.
25