Page 26 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 26

• «...проблема заключается в том, чтобы ... вход в тот дворец, имя кото-
рому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой куль-
туры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего
общества, чтобы молодое поколение дорожило этим благом как бесценным
завоеванием нашей революции»;

    • «Задача заключается не только в том, чтобы воспитывать разносторонние
материальные и духовные потребности... Значительно сложнее добиться гар-
монического развития материальных и духовных потребностей... Воспитание
культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, кото-
рую мы называем нравственным смыслом школьной жизни»;

    • «Воспитание культуры желаний в большой мере определяются тем, на-
сколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетво-
рением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетво-
рением потребностей духовных»;

    • «...человека, получающего среднее образование, надо подготовить, «на-
строить» на «простой», «черновой», будничный труд рабочего и крестьянина»;

    • «Усвоение прочных, глубоких, осмысленных знаний, воспитание на всю
жизнь неискоренимого человеческого желания знать больше, чем я знаю сегод-
ня, – такова шестая проблема идеи всестороннего развития»;

    • «Высокая педагогическая культура семьи – вот... проблема, выдвигаемая
жизнью в связи с осуществлением идеи всестороннего развития человека. Со-
вершенствование, углубление общественного характера воспитания означает
не умаление, а усиление роли семьи... Проблема эта принадлежит к наиболее
сложным и трудным»;

    • «Воспитание моральной зрелости... – сложный процесс, затрагивающий все
сферы отношений формирующейся личности к естественной и общественной
среде, начиная от взаимоотношений в семье и кончая выполнением гражданско-
го долга».46

    В целом сложившаяся за многие десятилетия советской власти система
воспитания была стабильной, целостной и соответствующей прежде всего
интересам государства. Организационно-идеологически она обеспечивалась
через систему образования, массовые формы воспитания – от дошкольного
до юношеского комсомольского возраста, через централизованные и идео-
логически унифицированные средства массовой информации. Несмотря на
существенные недостатки такой системы (формализм, заорганизованность,
«добровольно-принудительный» принцип), выросли многие поколения совет-
ских людей, ориентированные на высокие морально-нравственные идеалы,
гражданско-патриотические ценности. Вместе с тем ослабление государства в

46 Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История
педагогики в России. Хрестоматия. – С. 373–380.

                                               24
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31