Page 208 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 208
Тест-опросник «Акцентуации характера и темперамента личности»
(К. Леонгард – Г. Шмишек)192
В основе теста – представление о том, что акцентуация характера в той или
иной мере проявляется у каждого человека. Она связана непосредственно с
темпераментными характеристиками личности, ее индивидуальными особен-
ностями. Акцентуация представляет крайние варианты нормы, в результате
чего некоторые черты характера доминируют по сравнению с остальными. Это
не патология, но она приводит к уязвимости личности под воздействием пси-
хогенных факторов, при хорошей или даже повышенной стойкости при воз-
действии других.
Методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограни-
чений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. Ис-
пытуемому необходимо ответить на 88 вопросов, выбрав вариант ответа «да»
или «нет».
Методика Г. Айзенка (опросник EP1)193
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических
черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигае-
мых в качестве существенных компонентов личности: экстраверсии, интравер-
сии и нейротизма. Методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше,
без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным при-
знакам. Опрашиваемым предлагаются 57 вопросов, 9 из которых составляют
«шкалу лжи». Личностный опросник EP1 разработан ученым в 1963 г.
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности
(Ч. Д. Спилбергер – Ю. Л. Ханин)194
Направлена на определение уровня личностной тревожности, проявляю-
щейся в двух видах: тревога как состояние и тревога как свойство личности.
Второе является индивидуальной психологической особенностью, состоя-
щей в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жиз-
ненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых
к этому не располагают. Группа личностных опросников разработана Ч. Д.
Спилбергов в 1966–1973 гг. и адаптирована, модифицирована Ю. Л. Ханиным
в 1976, 1978 гг. Методика предназначена как для индивидуального, так и груп-
192 Ахмеджанов Э. Р. Психологические тексты. – С. 47–52; Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.
Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 155–172.
193 Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 173–
183; Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. –
Волгоград: изд-во «Учитель», 2007. – С. 51–55.
194 Ахмеджанов Э. Р. Психологические тексты. – С. 3–7; Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Пси-
ходиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 184–190.
206