Page 207 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 207
8. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При изучении личности чрезвычайно важна диагностика характерологи-
ческих особенностей личности, определенных типологических особенностей
темперамента, характера, мотивации и других психических образований.
Принято считать, что к личностным методикам относятся методики для из-
мерения характерных особенностей эмоциональной и мотивационной сферы,
межличностных отношений и аттитюдов (социальных установок) индивида.190
Значительное место в психолого-педагогической диагностике занимают мето-
дики, позволяющие отслеживать процесс формирования и развития коллекти-
ва, эмоционально-психологических и деловых отношений между его членами,
степень активности школьников в коллективных делах класса, школы, уровень
развития самоуправления в классе и школе, наличие симпатий и антипатий,
лидерских качеств обучающихся, общей атмосферы в коллективе. Думаем, что
данный раздел поможет педагогам сориентироваться в огромном поле психо-
лого-педагогических диагностик и использовать в работе самые необходимые
и актуальные для них.
8.1. Личностные характеристики и межличностные отношения
16-факторный личностный опросник (Р. Б. Кеттелл)191
Позволяет оценить развитость личностных качеств, составляющих 16
факторов, которые раскрывают различные свойства личности, установки и
интересы. Разработан в 1949 г. и представлен в виде 16 биполярных показа-
телей: 1) замкнутый – общительный; 2) мышление конкретное, ограниченное
– абстрактное; 3) эмоционально неустойчивый – устойчивый; 4) зависимый от
группы – самостоятельный; 5) серьезный – беспечный; 6) с выраженным «я» –
не принципиальный; 7) робкий – склонный к риску; 8) жесткий – мягкий; 9)
доверчивый – подозрительный; 10) практичный – с богатым воображением; 11)
прямолинейный – гибкий; 12) спокойный – беспокойный; 13) склонный к но-
ваторству – консервативный; 14) уступчивый – напористый; 15) спонтанный –
контролирующий себя; 16) спокойный – напряженный. Кроме того выявляется
качество: лживый – правдивый.
190 Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Изд. 11-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2016. – С. 130.
191 Ахмеджанов Э. Р. Психологические тексты. – М.: Изд-во «Лист», 1996. – С. 64–80; Истрато-
ва О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – С. 136–155.
205