Page 151 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 151
На веб-сайте школьного музея можно демонстрировать виртуальный
тур или экскурсию по музею, виртуальную выставку или экспозицию (пред-
ставление в экспозиционно-выставочном пространстве электронных копий
музейных предметов), электронный каталог музейных предметов и коллек-
ций.
Опытом создания виртуального музея образовательного учреждения в
Свердловской области могут поделиться Политехническая гимназия (г. Ниж-
ний Тагил), школа № 2 г. Красноуральска, школа № 10 г. Нижняя Салда, школа
№ 13 г. Полевского и другие учебные учреждения, хотя на сайтах этих музеев
практически отсутствуют виртуальные экскурсии, позволяющие в «живом»
режиме посетить школьный музей. Для получения более полного представле-
ния о виртуальном музее, можно обратиться к музеям Свердловской области,
имеющим виртуальные экспозиции (прил. 4)
6.5. Страницы истории школьного туризма
В конце XVIII в. в России были услышаны призывы французских фило-
софов-просветителей изучать природу, путешествовать. Жан-Жак Руссо в
своем знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании»» (1862) писал: «Пу-
тешествовать пешком – значит путешествовать подобно Фалесу, Платону.
Пифагору. Мне даже непонятно, как может философ путешествовать иначе,
лишив себя удовольствия наблюдать богатства, какие он попирает ногами и
какие земля рассыпает у него на глазах. Если вы хоть немного интересуетесь
земледелием, ужели вы не захотите познакомиться с плодами сельского хо-
зяйства, составляющими особенность местности, через которую вы прохо-
дите, и узнать, каким способом здесь обрабатывают землю? Если у вас есть
хоть незначительная склонность к естественной истории, ужели вы пройдете
через поле, не ознакомившись с почвой, или мимо скалы, не отбив у нее ку-
сочка, или мимо гор, не собрав растений, или мимо кучи голышей, не попы-
тавшись найти ископаемые?».136
Первые непродолжительные экскурсии, пешеходные прогулки для школь-
ников относятся в России к концу XVIII в. Начиная с XIX в. экскурсии, по-
ходы, путешествия стали применяться как способ наглядно-предметного об-
учения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора
научно-географической и краеведческой информации о различных районах
России. В русской педагогической литературе появляются первые высказы-
136 Руссо Жан-Жак. Эмиль, или О воспитании // Руссо Жан-Жак. Избранные сочинения в
трех томах. – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1961. – Т. 1. – С. 621.
149