Page 152 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 152
вания о школьных экскурсиях, проводимых на территории России и предше-
ствовавших появлению туризма.137
Значительный вклад в дело становления туристско-экскурсионного дела
в России внесли известные педагоги и просветители того времени: член Рос-
сийской академии наук, участник разработки плана школьных реформ 1782–
1786 гг. Ф. И. Янкович де Мериево, академик Российской академии наук, автор
первого русского учебника по естествознанию «Начинания естественной исто-
рии...» В. Ф. Зуев, писатель, журналист, издатель Н. И. Новиков, которые неод-
нократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьни-
ками прогулок и экскурсий «в природу». Н. И. Новиков в статье «О воспитании
и наставлении детей» (1783) писал так: «Не заставляйте детей ваших из книг
или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слы-
шать и чувствовать».138
Отдельные педагоги конца XIX в. стали использовать экскурсии с целью
ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира.139 В
дальнейшем эта идея нашла отражение и в официальных государственных
документах – «Уставе народных училищ» (1786) и «Школьном уставе» (1804).
Согласно им, в число основных форм проведения занятий для детей младшего
возраста включались прогулки и экскурсии на природе, а для старшеклассни-
ков – экскурсии на мануфактуры, в ремесленные мастерские и на заводы. Ин-
тересно, что Уставом 1786 г. учителям старших классов предписывалось «вести
общим трудом записку» – летопись народного училища, в которой они должны
«означать точно год и число в чье царствование основаны сии училища», какие
в нем были учителя, смотрители, директора и попечители, отмечать успехи уче-
ников и т. п. По мнению законодателя, эта информация в будущем станет «до-
стоверным памятником», источником сведений о распространении наук в го-
сударстве и по истории местности, в которой действовало училище.140 В 1862 г.
вышел первый русский учебник географии с элементами краеведения (автор
П. Н. Белоха). В третьем издании этого учебника (1867) содержалась «Програм-
ма для изучения места жительства или родины».141
137 Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в
России в XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 33. –
С. 126–130 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95410.htm (дата
обращения: 05.10.2018).
138 Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Новиков Н. И. Избранное. – М.: Прав-
да, 1983. – С. 329–420.
139 Дьякова Р. А. История экскурсионного дела в СССР: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист»,
1981. – 72 с.
140 Устав народных училищ 1786 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.
org/wiki/ Устав_народным_училищам_1786_года.djvu (дата обращения: 110.10.2018).
141 Белоха П. Н. Учебник всеобщей географии: курс элементарный, содержащий родиноведе-
ние, отечествоведение, нач. сведения из матем. и физ. географии и краткий полит. обзор зем-
ного шара / перераб. А. П. Нечаевым и А. Ф. Соколовым; карты и черт. исполнены И. Н. Ми-
хайловым. – Изд. 25-е, испр. и доп. – М.: тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1910 (2013). – 184 с.
150