Page 153 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 153

Необходимость школьных прогулок-экскурсий была актуализирована
Д. К. Ушинским, изучавшим в 1862–1867 гг. опыт женского образования в Ев-
ропе. В своей статье «Педагогическая поездка по Швейцарии» он писал: «Не-
дурно, если бы и наших воспитанников водили хоть раза два в год куда-нибудь
за город... Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании
человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда бу-
дет отзываться сухостью, односторонностью, неприятною искусственностью.
Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле
зеленой травы! Никогда оно не разовьется с тою полнотою и свежестью, к ко-
торым способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душ-
ной атмосферой запертых зданий».142

    В российских земских школах, гимназиях, лицеях, училищах призыв Ушин-
ского не был услышан, и только отдельные педагоги-энтузиасты водили детей
на прогулки на природу. Вместе с тем в 1889 г. вышел циркуляр министерства
просвещения с предписанием школам: «прогулками следует воспользоваться
для географии, естественной истории и других учебных целей», разрешалось
включать ученические поездки и экскурсии в «число необязательных занятий
во время каникул», называя это «разумным развлечением». В 1896 г. при мини-
стерстве просвещения была создана Центральная экскурсионная комиссия с
филиалом в Петербурге, располагавшая музеем и библиотекой, где собиралась
информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала
туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведе-
ния экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что
стало началом создания учетной туристской документации.143 Циркуляром ми-
нистра народного просвещения от 2 августа 1900 г. было «признано желатель-
ным введение в практику учебных заведений местных экскурсий и для этого,
в виде опыта, разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экс-
курсиям, осмотру музеев», а циркуляром1904 г. предлагалось в летние и рожде-
ственские вакации устраивать дальние поездки по России.144

    Интерес к теме школьных экскурсий значительно вырос после выхода кни-
ги В. Т. Вахтерова «Основы новой педагогики» (1913). В главе «Об экскурсиях
и уроках на воздухе» он писал о необходимости всестороннего, комплексного
воздействия на воспитуемых, в том числе при помощи экскурсий и прогулок,
впервые выделив шесть основных преимуществ таковых: воспитание чувства,

142 Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо 3. Берн. Einwohner-
Madchenschule // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пи-
скунова. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1974.
143 Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в Рос-
сии в XIX в. [Электронный ресурс].
144 Баталова Л. В., Мерзлякова Г. В. История развития дореволюционного отечественного ту-
ристско-экскурсионного дела // Ученые записки Казанского государственного университе-
та. – 2009. – Том 151. – Кн. 2. – Ч. 2. – С. 84.

                                              151
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158