Page 155 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 155

1923 г. о том, что экскурсии «имеют громадное значение, но только в том слу-
чае, если они хорошо подготовлены... Надо научиться наблюдать жизнь и ста-
раться из неё точно так же черпать всё, что возможно».147 В 1925 г. в Крыму
основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек»,148 в
1929 г. учреждается печатное издание по туризму – журнал «Турист». Чаще все-
го туристско-краеведческая деятельность проводилась в форме многодневных
(6–10 дней) походов и экскурсий, или «кочёвок», как их именовали в то время.
Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и ку-
старных промыслов близлежащих районов.

    Широко использовали воспитательный потенциал туризма известные со-
ветские педагоги С. Т. Шацкий и С. А. Макаренко. В созданной по инициативе
Шацкого первой опытной станции по народному образованию реализовыва-
лась идея организации школы как центра детской жизни, для чего использо-
вались в том числе и дальние экскурсии – в Архангельск, на Пинегу, в Сочи,
Грузию и др.149 Уже упомянутый нами А. С. Макаренко писал, что коммунары
каждый год совершали походы, и он «придавал им большое значение», счи-
тая их не просто походами, а «очень большим предприятием». В коммуне им.
Ф. Э. Дзержинского он совершил с детьми 6 походов: это было время летних
каникул, когда останавливались заводы в коммуне; каждый поход имел боль-
шое значение, потому что в течение всего года Макаренко «мобилизовал во-
круг похода и каждого человека, и весь коллектив, и материальные условия, и
вел культурную и всякую другую подготовку»; в походе участвовали все 500
коммунаров; самый большой поход был по маршруту Харьков – Нижний Нов-
город – Сталинград – Новосибирск – Сочи – Одесса – Харьков; каждый комму-
нар откладывал на поход карманные деньги, которые хранились в чемодане ди-
ректора коммуны.150 В реалиях сегодняшнего дня остается только удивляться,
как 500 человек можно было вывести в поход и обеспечить безопасность всех
его участников.

    В 1927 г. было принято постановление Наркомпроса «Об усилении экс-
курсионной работы среди детей и подростков», и начинается развитие само-
деятельного туризма как основного и наиболее ценного вида воспитательной
работы и детского краеведческого образования. Вводится практика органи-
зации детских походов с применением навыков ориентирования и элементов
топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспиты-

147 Крупская Н. К. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах про-
грамм, принятых съездом соцвосов // Педагогические сочинения. – М.: Изд-во АПН, 1959. –
Т. 5. – С. 77–78.
148 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов.
энциклопедия, 1984. – С. 79.
149 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. – С. 20.
150 Макаренко А. С. О трудовом воспитании // Макаренко А. С. Избранные педагогические
произведения. – С. 141–143.

                                              153
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160