Page 154 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 154

ума, тела, возможность видеть детей «в совершенно новом освещении», воз-
никновение естественной близости учителя и учеников во время совместных
переживаний и общего труда, развитие навыков детского творчества, самоде-
ятельности.145

    Важную роль в развитии идеи туризма в России сыграли созданные Русский
туринг-клуб (1895), преобразованный в 1901 г. Российское общество туристов,
Русское горное общество (1900), проводившее помимо научно-исследователь-
ской работы учебные путешествия школьников по Кавказу. По инициативе
председателя Кавказского горного общества Р. Р. Лейцингера был поднят во-
прос о необходимости систематической работы со школьниками, а для этого
нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, подго-
товленные и описанные туристские и экскурсионные маршруты, сеть гостиниц
и приютов, решение вопросов связи и транспорта. Министерство Народного
Просвещения также поддерживало предложения и начинания Благодаря на-
стойчивости Р. Р. Лейцингера и его единомышленников удалось добиться того,
что министерство просвещения приняло программу по развитию ученическо-
го туризма, согласно которой к моменту окончания гимназии все гимназисты
должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петер-
бург и Москву.

    9 марта 1902 г. на всех российских железный дорогах был введен специаль-
ный тариф № 6900: для групп экскурсантов-школьников, отправляющихся на
экскурсии, устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а
воспитанникам низших учебных заведений полагался бесплатный проезд при
поездках на расстояние до 50 км. В общем виде такой подход сохранялся до
1917 г. В 1910 г. в сметах уездных и губернских земств появилась особая графа
«Ученические экскурсии». В качестве примера можно привести Московское
уездное земство, выделившее в 1913 г. средства для проведения экскурсий в 152
школах (75 % от всех школ).146

    В советское время туристско-экскурсионная работа была поставлена «на
широкую ногу». Экскурсионный метод, как более образный, понятный и
доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобре-
тают политическую и агитационную направленность. В 1918 г. было создано
Центральное Бюро школьных экскурсий, преобразованное в 1921 г. в Дет-
скую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС
ОНО).

    В 1919 г. в Петрограде открывается Центральная станция гуманитарных
экскурсий, а в 1921 г. в школах вводится краеведение. Н. К. Крупская писала в

145 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. – М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1913. – 583 с.
146 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое
пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – С. 17–18.

                                              152
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159