Page 145 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 145
Все названные функции школьного краеведческого музея позволяют счи-
тать его пространством знания и практической деятельности, интегрирующим
возможности урочной и внеурочной деятельности, инструментом самореали-
зации и саморазвития обучающихся, необходимой составной частью воспита-
тельной системы образовательного учреждения.
Основанием для создания школьных музеев является сбор подлинных ве-
щественных, письменных, изобразительных артефактов, в котором самое ак-
тивное участие должны принимать не только руководители музеев, но прежде
всего - сами обучающиеся. В процессе поиска, обработки, классификации, опи-
сания экспонатов школьники приобретают необходимые для жизни знания,
умения, навыки, опыт познавательной деятельности, ценностные ориентиры.
Каждый из собранных в школьном музее артефактов может быть успеш-
но использован в образовательном процессе. На уроках географии можно
использовать геологические коллекции, гербарии, карты местности прожи-
вания, иллюстративный, фото- и видеоматериал, дающие возможность заоч-
но познакомиться с родным краем и стимулирующая желание очно увидеть
его природные богатства и историко-культурные ценности. Археологические
комплексы, коллекции и другие предметы, полученные в результате археоло-
гических раскопок, или случайные археологические находки могут служить
иллюстрацией к урокам истории по темам «Первобытное общество», «Ураль-
ский край в древности» на уроках истории и географии. Историко-бытовые,
этнографические и технические комплексы, коллекции и отдельные предметы
(орудия труда, образцы продукции промышленности и сельского хозяйства и
др.) позволят учащимся более образно представить жизнь и быт земляков в
различные исторические периоды, увидеть динамику происходивших техноло-
гических процессов. Подлинные вещевые материалы по истории военных дей-
ствий (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, награды и знаки разли-
чия и т. д.) педагог может использовать при изучении таких тем, как «Первая
мировая война», «Гражданская война», «Великая Отечественная война», «Урал
в годы военных испытаний», «Участие уральцев в локальных войнах» и т. д.
Основой развития навыков исследовательской деятельности и источни-
ковой базой для написания научно-исследовательских работ учащихся могут
стать подлинные письменные и печатные документы (удостоверения, свиде-
тельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, послужные спи-
ски, анкеты, наградные листы, партийные и комсомольские билеты, грамоты,
дипломы, письма и др.), нумизматические предметы (монеты, денежные знаки,
облигации госзаймов), фалеристические предметы (ордена, медали, нагрудные
знаки, эмблемы, значки, памятные медали).
Печатные издания (газеты, журналы, листовки, плакаты, карты, брошюры,
учебные пособия), рукописные и старопечатные книги, книги с автографами,
143