Page 142 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 142
Интегрирующая функция. Музей может стать пространством, в рамках
которого возможна интеграция знаний и практических навыков учащихся.
Через формы деятельности, организуемые на базе музея, он непосредственно
связан с конкретными предметными дисциплинами (историей, географией,
естествознанием, биологией, обществознанием и др.). Музей может работать
в режиме кабинета-мастерской, в которой есть рабочие зоны для творческой
деятельности учащихся. Именно здесь школьники могут сами изготовить ма-
кеты, модели, планшеты и другие средства наглядности, нарисовать газету,
оформить выставку и т. д. Участники краеведческого кружка (студии, клуба),
входящие в состав актива музея, могут соединить свои краеведческие знания с
практическими навыками при подготовке краеведческой ярмарки. Для торга на
этой ярмарке они изготавливают различную продукцию, которая может быть
реализована: игрушки, украшения, поделки из дерева, изделия из бересты, со-
ломы, куклы, эстампы, подносы и др. Рекламируя свою продукцию, школьники
должны рассказать об истории отдельных промыслов в своем регионе (дым-
ковская игрушка, гжель, таволгинская керамика, тагильский поднос и др.).
Демонстрационная функция. В результате исследовательской, экспеди-
ционной деятельности школьный краеведческий музей может быть пополнен
подлинными предметами материальной (камни и минералы, археологические
находки, орудия труда, оружие, украшения, керамика и др.) и духовной (игры,
тесты песен и т. п.) культуры. Здесь могут быть представлены геологические,
археологические, этнографические, археографические и другие экспонаты, со-
бранные самими учащимися. В числе наиболее распространенных комплексов
предметов – первоисточников для изучения истории края, города (села, дерев-
ни) – могут быть:
• геологические коллекции камней и минералов, собранные обучающимися
во время походов по родному краю;
• гербарии редких растений и чучела животных;
• археологические комплексы, коллекции и другие предметы, полученные в
результате археологических раскопок или случайные археологические находки;
• историко-бытовые, этнографические и технические комплексы, коллекции
и отдельные предметы (орудия труда, образцы продукции промышленности и
сельского хозяйства и др.);
• подлинные документальные и вещевые материалы по истории военных
действий (оружие, обмундирование, снаряжение, погоны, награды и знаки раз-
личия и т. д.);
• подлинные письменные и печатные документы (удостоверения, свиде-
тельства, орденские, денежные книжки, справки, личные дела, послужные спи-
ски, анкеты, наградные листы, партийные и комсомольские билеты, грамоты,
дипломы, письма и др.);
140