Page 141 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 141
ние школьной игротеки, которая учитывала бы интересы учащихся различных
возрастных групп.133
На базе музея возможна успешная организация исследовательской дея-
тельности учащихся, в ходе которой они осваивают функциональный навык
исследования как универсального способа освоения действительности, навык
работы с историческими источниками, а также приобретают новые знания по
истории родного края. Работа с вещественными (материальными) историче-
скими источниками (орудия труда, архитектурные и технические сооружения,
предметы быта, произведения искусства и др.) может быть связана с их опи-
санием в соответствии с необходимыми требованиями. Изучение письмен-
ных источников, собранных в школьном музее (документы государственных
учреждений, общественных организаций, публицистика, материалы периоди-
ческой печати, личные материалы, произведения художественной литературы
и др.) дает учащимся возможность подготовить качественный исследователь-
ский проект, а знакомство с устными (фольклорными) источниками – собра-
ние легенд, былей и быличек, которые могут вылиться в настоящую книгу.134
Коммуникативная функция. Школьный музей – перспективная зона (про-
странство) общения детей, подростков, старшеклассников, взрослых. На его
базе могут проходить предметные недели, встречи со знаменитыми земляка-
ми, исторические вечера, традиционные формы общения (вечорки, посиделки,
игрища и т. п.), учащиеся могут объединяться для выпуска школьной истори-
ческой газеты, совместной экспедиции и др. Музей может стать привычным
местом для обсуждения интересных, важных, актуальных проблем, в качестве
форм интерактивного общения могут быть использованы дискуссии, дебаты,
«круглые столы» и т. п.
Дидактическая функция. Музей школы может стать местом сбора и хране-
ния раздаточного материала: карточек с заданиями, демонстрационных карто-
чек, программного материала, игр, коллекций камней и минералов, гербариев
и др. Многие педагоги, хранящие десятки папок с собранными статьями в до-
машних условиях, могут перенести их в образовательное учреждение и всегда
иметь под рукой. Практика образовательного процесса показывает, что уча-
щиеся с интересом изучают статьи-вырезки из журналов и газет прошедших
лет, современных периодических изданий, ибо это непосредственные носители
информации. Такие материалы можно сосредоточить в тематических папках,
внутри которых подобрать материал о людях, памятниках архитектуры, круп-
ных событиях региональной истории и др.
133 Кулагина Г. А. Веселая энциклопедия уральских следопытов. 100 игр по истории, культуре,
географии Урала / Общая ред. и науч. перераб. И. С. Огоновской. – Екатеринбург: Издатель-
ство «Сократ», 2004. – 512 с.
134 Как пример: Человек пришел на Урал. – Екатеринбург: Сократ, 1998. – 160 с.; Человек по-
строил дом. Стал человек в доме жить. – Екатеринбург: Сократ, 2005. – 168 с.
139