Page 144 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 144
записей, описей членов историко-краеведческого кружка (клуба), а также всех
желающих.
Функция самообразования. Школьный музей – удачное место для самосто-
ятельной деятельности учащихся, так как именно здесь могут быть сосредо-
точены исторические источники, включая периодические издания, новинки
литературы краеведческой направленности, которые учащийся может прочи-
тать самостоятельно. На основе прочитанной литературы можно подготовить
сообщение, доклад, реферат, исследовательский проект, связанный с историей,
культурой, природой родного края.135
Архивно-хранилищная функция. Музей школы – замечательное место для
хранения самостоятельных и коллективных исследовательских работ учащих-
ся, летописей, родословий, документов и т.п. Особенно востребованы в насто-
ящее время архивы устной истории, созданные на основании источников уст-
ного происхождения, – сведений, записанных со слов очевидцев. Проведенные
школьниками опросы, интервью, анкетирование могут лечь в основу создан-
ных летописей, книг о месте проживания, сборников о жителях города (села,
деревни) и др. Приобщаясь к данному виду деятельности, учащиеся участвуют
в создании уникального источника по истории XX в. – живой коллективной
памяти нескольких поколений. Школьный архив исторических источников –
серьезное дополнение к опубликованной исторической и мемуарной краевед-
ческой литературе. В нем могут быть собраны прежде всего материалы по исто-
рии XX и начала XXI вв.
Архивные материалы музея можно представить следующими разделами:
• история населенного пункта;
• история учебного заведения (учебных заведений) города, села, деревни;
• первые учителя, педагогические династии, педагоги, работавшие и рабо-
тающие в образовательном учреждении; истории жизни выпускников школы;
• школа в годы Великой Отечественной войны;
• знаменитые земляки; земляки – участники Великой Отечественной войны;
и др.
Помимо документов различного рода в музее могут быть собраны аннотиро-
ванные и неаннотированные списки литературы по той или иной тематике. На-
личие таких списков значительно облегчит деятельность юных исследователей.
Наглядно-иллюстративная функция. Краеведческий музей школы выпол-
няет наглядно иллюстративную функции, являясь местом сбора образно-иллю-
стративных средств, прежде всего, учебных картин, художественных альбомов,
наборов открыток, оказывающих эмоциональное воздействие на учащихся.
135 Огоновская И. С. Проекты гражданско-патриотической направленности в системе вос-
питательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность обучающихся:
Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 224 с.
142