Page 139 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 139

• конкурентна ли сегодня отечественная наука?
    • каков вклад нашего города (поселка, села, деревни) в развитие региона? и др.
    Воспитательная функция музея связана также с предметной средой, кото-
рая может оказывать эффективное воздействие на формирование и развитие
личности. Проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий в музее,
в котором присутствуют герб места проживания, многочисленные планшеты,
рассказывающие о страницах истории и культуры родного края, портреты из-
вестных людей, этнографические экспонаты, позволяет создавать необходи-
мую обстановку и настроение. Украшением кабинета могут стать слова извест-
ных людей о родном крае в целом, об отдельных его представителях, о народах,
его населяющих.
    На базе музея может быть организована массовая, групповая и индивиду-
альная внеклассная работа с учащимися, главное предназначение которой –
развитие интеллектуального потенциала и воспитание гражданских качеств
личности. Формы урочной и внеклассной работы по краеведению общеизвест-
ны и могут быть массовыми (историко-краеведческие вечера, лекции, беседы,
исторические экскурсии, конкурсы, конференции, кинолектории, игры, встре-
чи с интересными людьми и т. п.), групповыми (историко-краеведческий кру-
жок-клуб-общество, историко-литературное объединение, генеалогический
кружок, археологическая экспедиция и т. д.) и индивидуальными (чтение кра-
еведческой литературы, работа с архивными документами, работа с экспоната-
ми, написание реферата или доклада, выполнение творческих заданий).
    Музей может стать и генеалогическим центром школы. Долгие годы генеало-
гия как направление краеведческой работы находилась в забвении, домашние
архивы не сохранялись. Актуальная задача современного образования – обра-
тить детей лицом к истории своей семьи, научить их формированию домашних
коллекций, семейных архивов, написанию родословия. Генеалогический кру-
жок, созданный на базе музея, может стать серьезным средством «погружения
в историю рода». В рамках «семейного краеведения» можно назвать следующие
направления:
    • родословное древо (составление посильной для любого ребенка простей-
шей схемы своего рода, приобретение исследовательских навыков, приведение
в порядок документов и вещественных свидетельств истории своей семьи, спа-
сение от гибели ценных реликвий своего дома, объединение с родителями и
прародителями для составления родословного древа);
    • семейные реликвии и предания (описание ценных предметов из семейного
наследия: документов, наград, писем, интересных предметов домашнего быта;
записи рассказов членов семьи о своей жизни);
    • судьба семьи в судьбе страны (рассмотрение истории семьи, биографий
родственников через призму событий, происходивших в стране в XIX–XXI вв.;

                                              137
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144