Page 137 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 137

• встречи с уральскими учёными, литераторами, деятелями искусств;
    • посещение музеев, выставок, театров и др.;
    • создание видеороликов, видеофильмов о родном крае и земляках, которы-
ми можно гордиться.

                            6.3. Музей как центр воспитания
                       в образовательном пространстве школы
    Общеизвестно, что школьный музей – это пространство культуры, в ко-
тором обучающиеся могут осваивать культурные ценности, проявлять граж-
данскую позицию, творческие способности, развивать интеллект, приобретать
исследовательские и коммуникативные навыки, опыт публичного выступле-
ния. Благодаря своим многочисленным функциям (информативной, просвети-
тельской, коммуникативной, аксиологической, воспитательной, эстетической,
исследовательской) школьный музей является полноценным участником учеб-
ного процесса, помощником педагога в решении актуальных образовательных
задач. На базе музея возможны организация и проведение учебных занятий,
внеклассных мероприятий, исследовательской и поисковой работы, способ-
ствующих развитию навыков исследовательской деятельности, гражданско-па-
триотических и духовно-нравственных личностных качеств учащихся. Опыт
педагогического сотрудничества автора статьи со школьными музеями Сверд-
ловской области позволяет выделить основные функции школьного музея кра-
еведческой направленности.132
    Просветительская функция. Просвещение – распространение знаний,
образования среди широких масс населения, и музей – это удобное место
для просветительской деятельности педагогов и школьников. Именно сюда с
охотой придут родители, жители района, приедут гости. На базе музея могут
проходить лектории по естествознанию, историко-краеведческой тематике, и
в роли лекторов могут выступать не только педагоги, но и учащиеся, организо-
ванные в лекторские группы.
    Тематика встреч для всех интересующихся географией, культурой, истори-
ей родного края может быть самой разнообразной:
    • природные ресурсы родного края и проблема их сохранения (лес, реки,
озера, водохранилища и др.);
    • «подземная кладовая» края;
    • флора и фауна региона: проблема сохранения видового многообразия;
    • памятники древней истории края;

132 Огоновская И. С. Кабинет истории Урала: организация и обеспечение образовательного
процесса. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – С. 45–97.

                                              135
   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142