Page 132 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 132
• способствует социализации и социальной адаптации личности к социо-
культурным условиям среды, приобщает человека к культуре, в процессе чего
социальное содержание становится индивидуальным, происходит становление
человека как субъекта жизнедеятельности и культуротворчества;
• расширяет информационное пространство учащихся;
• приобщает учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной
и познавательной деятельности (работа с вещественными и письменными
источниками, картами, научной литературой, участие в археологических, ар-
хеографических, этнографических экспедициях, посещение музеев, подготовка
сообщений, рефератов, участие в научных конференциях и др.);
• решает воспитательные задачи, приобщает учащихся к общечеловеческим
духовно-нравственным ценностям, к национальной культуре, что предполага-
ет уважение к предкам, культурным ценностям, каждому человеку в отдельно-
сти и целым народам;
• позволяет каждому молодому человеку осознать личную ответственность
за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости
общественно-полезной преобразующей деятельности.131
Опыт краеведческой деятельности образовательных учреждений разных
эпох позволяет выделить несколько направлений краеведения (табл. 6), по ко-
торым возможно выстраивание деятельности обучающихся.
Направления краеведческой деятельности Таблица 6
в образовательном учреждении
Направление Содержание деятельности
Археологическое краеведение – изучение литературы по археологии и этнографии род-
(изучение археологических ного края;
памятников региона)* – участие в археологических экспедициях;
* См. подробнее об опыте работы юных археологов г. Полевского Свердловской области:
Непомнящий А. В., Непомнящая О. В Школьный археологический музей Полевского // Ис-
следовательская работа школьников. – 2013. – № 1. – С. 120–129; Непомнящий А. В., Не-
помнящая О. В. Реализация образовательной программы в рамках летних полевых архео-
логических // I–II Кулагинские чтения: сб. материалов науч.-практич. педагогич. конф. 17
апреля 2013 г. г. Екатеринбург / под общей ред. И. С. Огоновской. – Екатеринбург, АПВИФ,
2014. – С. 75–77; Там же. Формы работы с учащимися в школьном археологическом музее
г. Полевского. – С. 142–145; Они же. Освоение учащимися приёмов исследовательской и
проектной деятельности на базе школьного археологического музея: Материалы межреги-
ональной научно-практической конференции по музейной педагогике «Школьный музей в
образовательной среде: инновации, формы и методы работы». – Н. Новгород: Гладкова О. В.,
2015. – 239 с.; Хазинурова А. Тридцать тайн Азов-горы // Областная газета. 2016. 28 дек.
131 Огоновская И. С. Кабинет истории Урала: организация и обеспечение образовательного
процесса : методическое пособие. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – С. 33–34.
130