Page 69 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 69
симость, а также разбираться в сложности и многогранности педагогиче-
ских явлений. Уже в 1980-е гг. отечественные педагоги Ю. К. Бабанский,
В. П. Беспалько, В. С. Ильин и другие развивали идеи системного подхода
и рассматривали педагогическое проектирование как один из факторов
повышения качества образования28. С начала 2000-х гг. педагогическое
проектирование получило широкое распространение в России: разрабаты-
вались государственные образовательные стандарты, методы и приемы
педагогической деятельности, педагогические технологии, новые типы
образовательных учреждений, педагогические системы.
Знакомство с научной и научно-популярной литературой по про-
блемам педагогического проектирования позволяет рассматривать этот
процесс как:
специфический вид педагогической деятельности, направленный
на создание проекта как особого вида продукта;
научно-практический метод изучения и преобразования действи-
тельности;
форму порождения инноваций, характерную для технологиче-
ской культуры;
управленческую процедуру;
специфический способ развития личности педагога;
технологию обучения.
По мнению доктора педагогических наук И. А. Колесниковой, педа-
гогический проект для самого педагога – это:
1) реальная форма получения финансовой поддержки в инноваци-
онных начинаниях;
2) возможность подняться на новую ступень профессионального
мастерства;
3) способ активизации бытия в педагогической действительности;
4) особая форма развития творческих отношений с коллегами;
5) личностное развитие, основанное:
на продуктивности воображения, которое творит субъективную
реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или
иного объекта;
силе и свободе творчества;
28 См. подробнее: Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика,
1989. – 560 с.; Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика,
1989. – 192 с.; Методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к
работе в школе / В. С. Ильин, В. Я. Доронин, В. Н. Зайченко и др. – Волгоград: ВГПИ,
1990.
67