Page 65 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 65
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Педагогическое проектирование – это
необходимый начальный момент в
организации воспитательного процесса. Как
нельзя без проекта построить дом, так
нельзя и воспитать определенных нужных
людей, не имея представления о том, какими
качествами они должны обладать. Только
через проектирование можно включить
воспитательные цели в организацию
объективного процесса воспитания детей.
А. С. Макаренко (1888–1939),
советский педагог-новатор, писатель
2.1. Педагогическое проектирование: к истории вопроса
Педагогическое проектирование – не новое явление в образователь-
ной практике. Можно вспомнить, что еще в эпоху Возрождения великие
гуманисты того времени предлагали проекты преобразования общества, в
том числе при помощи образования. В произведении Франсуа Рабле «Гар-
гантюа и Пантагрюэль» (1532–1546) можно видеть, как учитель проекти-
рует занятия для героя романа, распределив на весь день систему занятий,
чередующихся с играми и физическими упражнениями16. Томас Мор в
своей «Золотой книге о наилучшем устройстве государства и о новом ост-
рове Утопия» (1516) предлагает план воспитания детей, предусматриваю-
щий преподавание школьных предметов (чтение, письмо, арифметика,
геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание), трудовое
воспитание, использование наглядных пособий, развитие сильного и кра-
сивого тела путем гимнастики и военных упражнений, а также посещение
в свободное от учения время музеев и библиотек17. Томмазо Кампанелла в
16 См.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль: Роман / пер. с фр. Н. М. Любимова. – М.: АСТ,
2009. – 828 с.
17 См.: Мор Т. Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Уто-
пия: Перевод и комментарии А. И. Малеина; Предисловие В. П. Волгина. – М.-Л.:
Academia, 1935. – 239 с.
63