Page 66 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 66

утопии «Город Солнца» представляет проект обучения на основе одного
из способов передачи и запоминания информации – визуализации, когда
все внутренние и внешние стены города наполнены записями и рисунка-
ми, раскрывающими содержание и значение таких предметов (сфер), как
математика, физика, астрономия, география, история, биология, техника и
др.18

       Представители эпохи Просвещения, ставившие просвещение и обра-
зование во главу угла, также предлагали педагогические проекты, связан-
ные с воспитанием. Первое педагогическое произведение Жан-Жака Рус-
со, написанное им в 1743–1745 гг., называлось «Проект воспитания г-на де
Сент-Мари» (Сент-Мари – сын лионского начальника судебных установ-
лений Мабли, наставником которого был молодой Руссо). В этом трактате
он резко осуждал схоластическую школу, предлагал разработку рекомен-
даций по преподаванию естественнонаучных предметов, говорил о фор-
мах обучения, авторитете наставника, сотрудничестве учителя и родите-
лей. Здесь же он наметил конкретную программу обучения своего воспи-
танника19.

       Перу М. В. Ломоносова принадлежит «Регламент московских гим-
назий» (1755) – документ, определявший правила приема в гимназию при
Московском университете, условия содержания школьников, своеобраз-
ные учебный план (табель по школам и классам) и рейтинговый лист,
предъявляемый на экзамене, условия награждений и наказаний и др.20
Ближайший сподвижник российской императрицы Екатерины II
И. И. Бецкий сочинил «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола
юношества» (1764), призванное воспитать новую породу «добрых граж-
дан»21. Русский писатель и общественный деятель В. Ф. Одоевский
(1803/1804–1869) изложил свои педагогические взгляды в книге «Проект
об устройстве школ», нацеленный на то, чтобы навести ученика на ту до-
рогу, по которой он от бессознательных понятий может постепенно дойти
до сознательных22. Известным проектом конца XIX в. был «Проект общего

18 См.: Кампанелла Т. Город Солнца. – М.: Алгоритм, 2014. – 256 с.
19 См.: Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на де Сент-Мари // Педагогические сочинения.
М., 1981. – Т. 2. – С. 5–19.
20 См.: Проект регламента московских гимназий // Хрестоматия по истории школы и педа-
гогики в России: до Великой Октябрьской социалистической революции / Сост.
С. Ф. Егоров. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Просвещение, 1986. – С. 61–65.
21 См.: Бецкий И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Оте-
чественные записки. – 2004. – № 3.
22 См.: Одоевский В. Ф. Проект об устройстве школ // Избр. пед. соч. – М., 1955.

                                               64
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71