Page 67 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 67

нормального плана промышленного образования в России», подготовлен-
ный Русским техническим обществом23.

       Наиболее отчетливые формы педагогическое проектирование стало
приобретать в России в первое десятилетие советской власти. Уже в пер-
вых постановлениях Советского правительства и директивах ВКП(б) о
народном образовании можно встретить упоминания о педагогических
проектах как основе содержательного плана образования, важном факторе
развития личности школьника, средстве совершенствования научно-
исследовательских работ, основе учебного процесса в высшей школе и
т. д. Первым крупным педагогическим проектом советского времени мож-
но считать «Положение о Первой опытной станции по народному образо-
ванию» (1919), согласно которому в стране появилось учреждение, объ-
единявшее учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школьные и
внешкольные) – базовые площадки для плановой исследовательской рабо-
ты, учреждения по подготовке и повышению квалификации учителей, где
ковались кадры Первой опытной станции (курсы-съезды, летние курсы,
педтехникум), исследовательские учреждения по изучению окружающей
среды, форм деятельности педагога и ученика, подготовки материала для
научной работы и т. д., и учреждения, занимавшиеся распространением
передового педагогического опыта среди учителей станции и педагогиче-
ской пропагандой среди населения района24. Вся работа опытной станции
и входивших в нее учреждений была, по сути, построена на педагогиче-
ском проектировании, когда разрабатывались планы, программы и другие
документы образовательной направленности.

       Основателем теории и практики педагогического проектирования в
нашей стране считается А. С. Макаренко, разработавший технику дисци-
плины, технику разговора педагога с воспитанником, технику самоуправ-
ления, технику наказания и др. Именно этим педагогом, рассматривавшим
воспитательный процесс как «педагогическое производство», был введен в
научный оборот отечественной педагогики термин «педагогическое про-
ектирование» Считая проектировочную деятельность учителя чрезвычай-
но сложной, он писал: «общие и индивидуальные черты личности в от-
дельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы, и пото-
му проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и тре-

23 Купинская Е. В. Проекты реформы средней общеобразовательной школы в деятельности
Министерства народного просвещения в конце XIX – начале XX вв. // Научные труды
Московского пед. гос. ун-та. – М.: Прометей, 2000. – С. 595–602. – Психолого-
педагогические науки.
24 См. подробнее: Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Ф. А. Фрадкин,
Г. А. Малинин. – М.: Прометей, 1993. – 176 с. – С. 23–50.

                                               65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72