Page 68 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 68
бующим осторожности». Выступая противником стихийности воспита-
тельного процесса, он утверждал, что ни одно действие педагога не долж-
но стоять в стороне от поставленной цели. Именно такая технологическая
организация способствует формированию сильной, богатой натуры воспи-
танника. При этом А. С. Макаренко признавал колоссальное влияние вос-
питательной среды, в которой существует ребенок, на результаты проек-
тировочной деятельности и воспитательного процесса в целом. Он считал,
что только позитивные преобразования окружающей действительности
способны обеспечить проектируемый результат25. Говоря о педагогиче-
ском мастерстве педагога, он писал: «…мы имеем право подойти к наше-
му делу как к производству и посмотреть на воспитателя как на рабочего,
которому вверяется серьезная деловая функция, ставится точная, пусть и
трудная, но все же посильная задача, не требующая от него гипертрофии
сердца или другого какого-нибудь не менее важного органа, не лишающая
его возможности быть человеком, иметь свою личную жизнь и спокойную
старость»26.
В 1950–1960-е гг. в связи с развитием инженерной мысли в педаго-
гику все шире проникали идеи системного подхода, понимание того, что
проект, представленный в деталях на чертежной доске, будет более
успешным именно из-за проработанности деталей. В 1950–1960-е гг. стали
проектироваться содержание, цели, программы, технические средства
обучения, уточняться некоторые положения о педагогической деятельно-
сти обучающих и обучаемых. Одним из первых в нашей стране к научно-
му обоснованию обучения с точки зрения проектирования обратились
И. Я. Лернер и В. В. Краевский, считавшие педагогическое проектирова-
ние непременным условием осуществления регулятивной функции педа-
гогики и выделявшие его в особый вид педагогической деятельности, свя-
занной с прогнозированием как основы принятий педагогических реше-
ний27. В. А. Сухомлинский, не используя в своих работах термина «проек-
тирование», тем не менее определял понятие «педагогическое мастерство»
как умение учителя сводить в единый процесс все нюансы учебно-
воспитательного процесса, определять их причинно-следственную зави-
25 См. подробнее раздел «Педагогические идеи А. С. Макаренко в реалиях современной
школы» в методическом пособии И. С. Огоновской «Воспитание детей как стратегический
общенациональный приоритет: исторический опыт и реалии современности (Екатерин-
бург: ООО «Периодика», 2018. – С. 60–113).
26 Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 336.
27 См.: Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краев-
ского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.
66