Page 10 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 10

чительная часть песенной строфы, совпадающая обычно со вторым ее
предложением, — который иногда являлся заключительным мелоди-
ческим оборотом. Встречается и присущая всем песням цепная повтор-
ность текста (повторение строк, слов в песнях), применялись равносло-
говые формы силлабического стихосложения.

   Солдатские песни, вышедшие из недр народных песен, сопровожда-
лись размеренным движением, имели четкий акцентный ритм с мер-
ной поступью и шагом. Для этих песен закономерно расположенные
динамические акценты без музыкально-ритмического растягивания
выделяемых слогов с мягкой неакцентной манерой исполнения. В этих
песнях иногда применялся прием музыкально-ритмического растяги-
вания логически выделяемых речевых слогов, который усиливал впе-
чатление от акцентировки слов в песнях. Ритмический рисунок в неко-
торых песнях складывался из последовательности песенных слогов и
ритмических фигур внутри слогов, т.е. внутрислоговой орнаментики.
Первым дошедшим до нас солдатским песням было присуще наличие
внутрислогового времени — длительности одного речевого слога, обо-
значенного любой музыкально-ритмической единицей [68].

   В большинстве солдатских песен, созданных в Древней Руси, при-
сутствовал простейший способ ритмизации равнослоговых стихов ров-
ными музыкально-ритмическими длительностями.

   В солдатских песнях в ΧVI—XVII вв. появляется такая их разновид-
ность, как песня историческая. Такого типа песни повествуют об исто-
рических событиях и героях, о великих полководцах. Первые, дошедшие
до нас исторические песни, отражают события ΧΙV в. Однако расцвет
жанра приходится на вторую половину ΧVΙ в. — период образования
Русского централизованного государства. С конца ΧVI в. значитель-
ное количество исторических песен складывалось среди казачества.
В их содержании отразился конфликт между казацкой вольницей и цар-
ской властью (песни о самовольном взятии казаками Азова, об убий-
стве царского посла князя Карамышева и др.) [17].

   В казачьей среде исторические песни отличались значительной широ-
той мелодического развития, подголосочным многоголосным складом,
а по музыкально-стилистическим особенностям они были близки к
лирическим. Большинство исторических песен складывалось непо-
средственными участниками или очевидцами исторических событий:
военно-служивыми людьми того времени (стрельцами и казаками), участ-

                                                8
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15