Page 9 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 9

марша темп, исполнение песни хором, диалоговые переклички групп
хора или хора и солиста (И.И. Земцовский, Т.И. Калужникова), про-
стота мелодии, включение элементов декламации.

   В Древней Руси на протяжении многих веков в устном песенном
творчестве славян присутствовали постоянные сочетания привычных
и употребительных интонаций, которые кристаллизовались в наиболее
мелодически развитые и типизированные обороты — попевки [68]. Они
и стали первой производной структурной единицей в песнях древних
славян. Во многих таких песнях присутствует мелодическая попевка в
объеме терции, кварты или квинты. Нередко такие попевки и состав-
ляли тематическую основу самого напева [47]. Речитативно-деклама-
ционное и распевное изложение песен складывается из одних и тех же
звуков, различным образом ритмически организованных.

   В песнях славян нередко встречались своеобразные приемы ладо-
вой переменности, обусловленные тем, что в то время еще не были
открыты привычные лады — мажор и минор. Песням были присущи
определенные ладовые закономерности: ладовые образования с боль-
шой терцией воспринимались как разновидность мажора, с малой тер-
цией — как разновидность минора. Важную роль играли и диатониче-
ские разновидности мажора и минора: минор с большой секстой, мажор
с малой септимой; также в древних песнях прослеживаются пятисту-
пенный и шестиступенный мажор и минор.

   В древнейших песенных жанрах песенным текстам, имеющим стихо-
вую оформленность, чаще всего соответствовали однострочные напевы.
Песенным же текстам строфического (куплетного) склада обычно сопут-
ствовали напевы строфического строения. Такие напевы называются
однострочными или стиховыми, так как на всей протяженности соот-
ветствуют одной стихотворной строчке или полустишию.

   Все вышеуказанные особенности древних напевов отразились и в
первых солдатских песнопениях. Позже в этих древнейших солдат-
ских песнях появился более сложный вид песенного напева — песен-
ная строфа (две-три относительно самостоятельные песенные фразы
или предложения, охватывающие своей протяженностью несколько
(не менее двух) стиховых строчек) [69]. Солдатская песня строилась
по принципу парной мелодической повторности и постепенно приоб-
ретала привычную форму современной строевой песни. Формообра-
зующим элементом песенной строфы также являлся припев — заклю-

                                                7
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14