Page 8 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 8
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ИСПОЛНЕНИЯ СТРОЕВЫХ ПЕСЕН
У УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.1. Строевая песня как жанровая разновидность
солдатской песни
Тематика настоящего исследования требует рассмотрения такого
специфического музыкального феномена, как строевая песня. Для этого
обратимся к истокам появления строевой песни, затем рассмотрим вопрос
о возможности отнесения строевой песни к тому или иному музыкаль-
ному жанру.
История строевой солдатской песни складывается с тех времен, когда
начинается формирование Русского государства и появляется такой
социальный институт, как армия. С появлением воинства стали появ-
ляться и первые военные песни, которые сочинялись самими солда-
тами в походах, после битв, на маршах.
Во многих искусствоведческих фольклорных исследованиях та-
кая песня определяется как историческая (М.Е. Галецкий), военная
(С.Б. Адоньева, Т.В. Попова), солдатская (Н.А. Закатова). Чаще всего
исследователи, занимаясь проблемой классификаций народных песен и
фольклорных музыкальных жанров, указывали, что такие песни должны
определяться как солдатские (И.И. Земцовский, Т.С. Рудиченко). Однако
во множестве таких солдатских песен авторы находят «наличие несколь-
ких различных жанров или жанровых групп» (В.Я. Пропп), различные
по содержанию песни (Е.Я. Аркин) — шуточные, «привальные», в сол-
датских казачьих песнях — «верховые», походные. Среди такого раз-
нообразия жанровых групп исследователями отдельно выделяются и
те, которые исполнились на марше в строю и назывались строевыми
(Т.Н. Бреева, О.Л. Поминова, Т.С. Рудиченко). Характерными особен-
ностями строевых песен являлся четкий мерный ритм, удобный для
6