Page 17 - Подвижные игры народов Урала
P. 17

1) все игроки становятся в одну линию, каждый ставит палку одним концом на носок
правой ноги, поддерживая левой рукой другой конец. Затем бросают эти палки вперед, ста-
раясь забросить их как можно дальше. Чья палка ляжет ближе, тому и водить.

   Если несколько палок окажется на равном расстоянии от места броска, то их владельцы
или снова перекидывают свои палки, или присуждают водить тому, чья палка легла к бро-
сающим не ручкой, а нижней частью;

   2) игроки выстраиваются в прямую линию, рядом, и каждый из них, ставя палку на но-
сок правой ноги, как в предыдущем случае, бросает потом ее через голову как можно даль-
ше. Водящим будет тот, чья палка легла ближе;

   3) игроки становятся в ряд на одной ноге, а из-под другой кидают рукой палку вперед.
Чья палка при этом метании ляжет ближе, тому и водить.

   При играх с мячом использовался такой способ жеребьевки: каждый из участников игры
предварительно бьет палкой по мячу несколько раз до промаха. Кто меньше других сделает
удачных ударов, на того и возлагается обязанность водить.

   Если в начале игры используются считалки, то играющие становятся полукругом или в
круг, кто-то один начинает считать с соседа, стоящего по левую руку, при каждом слове счи-
талки указывая на следующего по порядку. На кого падет последнее слово, тот становится
водящим. Иногда водящим становится игрок, оставшийся после счета последним. Исполь-
зование считалок позволяет включить в занятие дополнительный фольклорный материал.

   Сговорки или «уговоры» используются, если нужно разделить игроков на две команды
после того, как выбраны вожаки каждой партии. Для этого игроки сходятся попарно, при-
чем обращают внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно
равных между собою по силе, ловкости и умению играть. Сойдясь попарно, игроки потом
парами же отходят куда-нибудь в сторону, поодаль, и сговариваются между собой по пово-
ду названий, которые они дадут друг другу. Например, один берет себе название животного,
другой – птицы, один – воды, другой – земли и т.п. В некоторых случаях придумывались
юмористические названия: один назывался царем, другой – сухарем, один – смычком, дру-
гой – бычком и т.д. Иногда предлагали выбор: коня кормить или печку топить, коня воро-
ного или барана золотого. Затем игроки подходят к вожаку и предлагают выбрать одного из
двух. Иногда игроки берут в руки какие-либо предметы (например, щепочку и цветочек),
прячут их за спиной и предлагают вожаку угадать, какой предмет спрятан. Вожак называет
предмет, и тот игрок, у которого этот предмет в руках, становится членом команды вожака.

   Игру необходимо начинать своевременно и организованно. Педагог должен внимательно
следить за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направлять их действия. В про-
цессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих, заинтере-
совать их игрой. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в
достижении цели – важная часть работы руководителя игры.

   В то же время роль педагога может изменяться по мере того, как играющие осваивают
правила. Как писал Е. А. Покровский, роль педагога может состоять в том, чтобы затеять
игру, познакомить с ее правилами, а затем в качестве наблюдателя следить за соблюдением

                         16
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22