Page 42 - Культурно-образовательное пространство города
P. 42

Посмотрим, как конструируется социальная реаль-
ность городского пространства с точки зрения Бергера и
Лукмана. В определенный момент истории человек, скорее
всего опытным путем, пришел к выводу, что лучшим спо-
собом адаптации к окружающей и противостоящей ему
природе является оседлый образ жизни – нет необходимо-
сти частной смены жеста проживания, что требует значи-
тельных временных и физических затрат. Отработанные за
многие поколения типовые действия строительства жилищ
при оседлом образе жизни высвобождают время на экспе-
риментальную деятельность – совершенствовать строи-
тельные и земледельческие техники, улучшать системы
управления группами людей. Новые поколения «уже-
горожан» не представляют себе такую кочевую реаль-
ность, при которой жили их «отцы». Институции (религи-
озные, политические, экономико-хозяйственные), полу-
ченные по наследству, восприниматься легитимными.
Поддержание и развитие институций происходит за счет
того, что каждое поколение истолковывает терминами сво-
его времени, т.к. первоначальный их смысл уже не досту-
пен в категориях памяти. Наиболее гибкой системой, по-
зволяющей установленной реальности подстраиваться
под «вызовы» времени, являются знаковые и символиче-
ские системы, а также язык.

         Современная социологическая традиция условно
разделила городское пространство на два уровня: микро-
уровень и макроуровень. На микроуровне человек органи-
зует пространство, которое можно назвать, воспользовав-
шись определением Г. Зиммеля, как «личное». Это про-
странство является своеобразной «малой охранной зоной»
для человека. Некий пиетет в отношении «личного про-
странства» характерен только для городского жителя. Как
болезненно житель мегаполиса воспринимает, например,
если кто-то близко к нему прислонится в метро или прися-

                                     41
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47