Page 47 - Культурно-образовательное пространство города
P. 47

которые дают знать о «неоднородности пространства».
«Какие-то особые места, качественно отличные от других:
родной пейзаж, место, где родилась первая любовь, улица
или квартал первого иностранного города, увиденного в
юности, сохраняют даже для человека искренне нерелиги-
озного особое качество – быть «единственными»56. Это и
есть «святые места» для нерелигиозного человека.

        Но если у религиозного человека «Центр Мира» –
это один определенный топос, то у светского – их много.
Таким образом, с онтологической точки зрения, «истинная
ориентация» исчезает. Иначе говоря, «больше нет «Мира»,
а есть лишь осколки разрушенной Вселенной, т.е. аморф-
ная масса бесконечно большого числа «мест» более или
менее нейтральных, где человек перемещается, движимый
житейскими потребностями, обычными для существования
в индустриальном обществе».

        В соответствии с подобными представлениями о
пространстве человек и выстраивает «отношения» со сво-
им жильем, городом. Центр города является наиболее са-
кральной частью. Первое, что делают люди при основании
города – это выбирают его центр. Относительно центра
выстраивается планировка будущего города. Сакральность
центра закрепляется размещением некоей постройкой-
доминантой – религиозного характера (храмом, пирами-
дою, ступой), общественно-политической или деловой
(здание городской ратуши, парламента, правительственной
резиденции).

        В самом центре Космоса находится так называемый
Axis mundi – «Ось Мира», «Пуп Вселенной», вокруг кото-
рой простирается весь обитаемый мир.

        Axis mundi связывает собой три Мира: Небо (Мир
Богов), Землю («Космос»), нижние области (Антимир).

56 Элиаде, М. Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде ; пер. с фр. Н.
К. Гарбовского. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – С. 25.

                                     46
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52