Page 41 - Культурно-образовательное пространство города
P. 41
исследователей город – это сконструированное группой
людей пространство действий. С точки зрения Бергера и
Лукмана социальная институциональная реальность кон-
струируется в несколько этапах. На первом этапе любое
повторяющееся действие отрабатывается человеком до ав-
томатизма. В дальнейшем это же действие выполняется с
большей экономией усилий и высвобождает силы для ин-
новационной деятельности. Таким образом, «задний план
опривыченной деятельности предоставляет возможности
переднему плану для рассуждения и инновации»48. Второй
этап – это институализация. Типовые действия постепенно
классифицируются, оформляются в некие шаблоны. Ин-
ститут – это «взаимная типизация опривыченных действий
деятелями разного рода»49. При этом типичность должна
быть и развиваться также с точки зрения деятелей, т.е.
«институт исходит из того, что действия типа Х должны
совершаться деятелями типа Х»50.
Последним этап конструирования реальности явля-
ется ее овеществление, материализация. Эта кристаллиза-
ция происходит из поколения в поколения. Когда появля-
ется новое поколение, сложившаяся до них социальная ре-
альность воспринимается «сама собой разумеющейся», –
возможность ее изменения практически не мыслится. Ок-
ружающая реальность становиться законной благодаря
трудам предыдущих поколений. Авторы подчеркивают,
что «лишь с передачей социального мира новому поколе-
нию ... фундаментальная социальная диалектика приобре-
тает завершенность»51.
48 Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] : трактат
по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Медиум, 1995. –
С. 91.
49 Там же. С. 92.
50 Там же. С. 92.
51 Там же. С. 102-103.
40