Page 39 - Культурно-образовательное пространство города
P. 39

стей универсального типа города, которые бы характери-
зовали исследуемый феномен, как специфическое поселе-
ние, Вебер ставит социальные и экономические критерии.
С социальной точки зрения, город представляет собой на-
селенный пункт, в котором «отсутствует специфическое
для общества соседей личное знакомство друг с другом.
При таком определении городами можно было бы считать
лишь достаточно большие поселения; а при какой величи-
не поселения этот признак можно считать определяющим,
зависело бы от общих культурных условий»44. И действи-
тельно, количественный признак не является определяю-
щим, т.к. существуют города с населением в одну тысячу
жителей (Дания, например) и деревни в несколько сот дво-
ров, как в России.

        О «городе» в социально-экономическом смысле
можно говорить, если население удовлетворяет свои еже-
дневные потребности на местном рынке. Отличая город от
деревни, следует подчеркнуть, что для первого свойствен-
но тот факт, что горожане не заняты сельскохозяйствен-
ным трудом, но ремеслом и торговлей. И как следствие,
признаком городского поселения – многообразие занятий.

        Вслед за Вебером мы понимаем под городом – с со-
циологической точки зрения – следующую сумму характе-
ристик.

        С точки зрения социологической традиции город –
это «исторически сложившаяся, территориально локализо-
ванная форма организации жизнедеятельности общества,
в основе функционирования которой лежит механизм го-
родского устройства, выражающий способ взаимосвязи
подсистем, составляющих социально-пространственную
структуру»45. Таким образом, городское пространство –

44 Там же. С. 336.
45 Социология [Текст] : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. –
Минск : Кн. Дом, 2003.

                                     38
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44