Page 38 - Культурно-образовательное пространство города
P. 38

Анализируя исторические факты, исследователь за-
дался основным вопросом – «что необходимо понимать
под городом». Привлекая на помощь историю, Вебер диа-
лектически подходит к расстраиваемому объекту, т.е. в его
противоречивости и многогранности.

        Итак, предвосхищая многие возражения настоящих
и будущих критиков, Вебер с первых же строк своего тру-
да заявляет, что определений «города могут быть самыми
различными по своему характеру»42. Общественная жизнь
есть, по Веберу, сознательная, ценностно-ориентированная
деятельность. Поэтому попытки трактовать общественное
явление, которым является в частности город, как меха-
низм, систему материальных отношений, складывающихся
независимо от сознания человека, отражают узкоспеци-
альный подход. Действия людей протекают в нормативно-
ценностных рамках, которые во многом зависят от истори-
ческого времени. Отсюда множество оговорок, к которым
Вебер прибегает для определения дефиниции «город». Та-
ким образом, автор классифицирует города по типам, ана-
лизирует их различия, объясняет те или иные влияние об-
стоятельств, которые приводят к формированию опреде-
ленного типа. Так, у Вебера появляются западный город,
античный город, средневековый город, плебейский город,
азиатский город, каждый из которых имеет свою специфи-
ку и внутреннюю, непохожую на другие типы, динамику.
Но всё же существуют определенные характеристики, ко-
торые являются общими для «идеального типа» (термин
Вебера) города. Прежде всего, это то, «что город представ-
ляет собой замкнутое (во всяком случае, относительно) по-
селение, «населенный пункт», а не одно или несколько от-
дельно расположенных жилищ»43. Так же в ряд особенно-

42 17. Вебер, М. Город [Текст] / М. Вебер // Вебер М. История хозяй-
ства. Город : пер. с нем. / М. Вебер. – М., 2001. – С. 336.
43 Там же. С. 336.

                                     37
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43