Page 46 - Культурно-образовательное пространство города
P. 46
нания пространство представляется неоднородной суб-
станцией – «в нем много разрывов, разломов; одни части
пространства качественно отличаются от других»55. То
есть для такого человека существуют пространства:
– «священное» – место сильное и значимое. «Это – раз-
рыв пространства, позволяющий сотворить Мир, т.к. он
обнаруживает «точку отсчета», центральную ось вся-
кой последующей ориентации», создавая при этом не-
кий «Центр Мира»;
– «неосвященное» – не имеющая ни структуры, ни со-
держания, аморфная зона.
Подобное членение пространства обнаруживает
своеобразную дихотомию – противопоставление «Хаоса» и
«Космоса». Если, по терминологии М. Элиаде, «Космос» –
это «наш мир», то «Хаос» представляет собой «чужое …
пространство, населенное лаврами, демонами, «чужими».
Оборудованное и обитаемое пространство противостоит
неизвестному. В своей ментальности религиозный человек
ощущает, что он защищен от воздействия «чужого» мира
всей мощью «своего» – гарантированного и освященного –
пространства.
В мирском же, лишенном религиозного подтекста,
восприятии пространство является однородным и ней-
тральным. Оно предельно геометрично и его составные
части качественно никак не выделяются. Однако автор
оговаривается, что подобное мироощущение в чистом виде
никогда не встречается. Действительно, какой бы ни была
«степень десакрализации Мира, человек, избравший мир-
ской образ жизни, не способен полностью отделаться от
религиозного поведения». Подсознательно «мирское суще-
ствование сохраняет в себе следы религиозных оценок
Мира». Все же определенно существуют некие величины,
55 Элиаде, М. Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде ; пер. с фр. Н.
К. Гарбовского. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – С. 22.
45