Page 43 - Культурно-образовательное пространство города
P. 43
дет рядом на скамеечку в парке. Но городские реалии та-
ковы, что повседневная жизнь – это столкновение многих
«личных пространств». Как себя поведет горожанин на ка-
чественно новом – макроуровне?
Человек разделяет реальность повседневной жизни
с другими людьми. Без других людей не может быть пол-
ноценного социального взаимодействия. В этом случае со-
циальное взаимодействие может быть двух видов: реаль-
ное (лицом – к – лицу) и анонимное (посредством социаль-
ных ролей-функций). В результате реального взаимодейст-
вия происходит постоянный взаимообмен экспрессивно-
сти, имеет место непосредственная данность партнера, его
действий, атрибутов, а главное – мир обогащается множе-
ством признаков конкретного человека. Подобным обра-
зом строится «живая реальность».
На другом полюсе от «живой реальности» – мир
анонимности. Анонимность возрастает по мере того, как
человек отдаляется от своего партнера. «Непосредственная
данность партнера» заменяется его типизацией, абстракци-
ей, лишенной уникальными качествами, присущими жи-
вому человеку.
Из разнонаправленных процессов строится город-
ская жизнь – есть ближний круг социального взаимодейст-
вия (ситуация «лицом – к – лицу») и периферийный круг
(анонимность и типизация). Характер отношений кругов
социального взаимодействия будет характеризовать каче-
ство социального пространства: либо город станет благо-
приятной средой для человека, либо он превратится, по
словам Зиммеля, в «невротика».
Характеристики социального пространства совре-
менного города можно выявить, применяя т.н. контент-
анализ средств массовой информации: газет, журналов, те-
левидения, web-ресурсов. Контент-анализ (от англ.:
contents – содержание, содержимое) – социологическая ме-
42