Page 37 - Культурно-образовательное пространство города
P. 37

Социологическое знание как таковое зародилось в
городах – в середине XIX века. Процесс урбанизации как
глобального явления совпадает с научным оформлением
социологии, как самостоятельной дисциплины. Итак, го-
родское пространство в силу методологических установок
становится «проблемным полем» социологии. Социологи-
ческая традиция накопила самый большой исследователь-
ский материал, позволяющий интерпретировать урбани-
стические процессы, понять, что такое город как социаль-
ная реальность.

        Так, для Э. Дюркгейма социальная реальность, коей
является город, представляет собой сеть невидимых свя-
зей, образующих пространство. Социальное пространство
города складывается из внешних по отношению друг к
другу позиций и характеризуется соотношением друг с
другом – близостью, соседством или удаленностью, – а
также взаимным расположением в пространстве относи-
тельно друг друга – выше- или нижестоящим, промежу-
точным или срединным41.

        В классическом марксизме город следствием «капи-
талистической формации», отражающем ее основную чер-
ту – классовую борьбу.

        Ф. Теннис определяет город как «ассоциативный»
тип сообщества. Основной принцип, который «работает» в
городе – это рациональный обмен, что делает социальные
отношения безличными и отстраненными.

        Наибольшее влияние на развитие социологических
представлений о городском пространстве оказал немецкий
исследователь М. Вебер – в работе «Город».

41 Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм // Западно-
европейская социология ХIX – начала ХХ веков : учеб. пособие для
студентов вузов / под общ. ред. В. И. Добренькова. – М., 1996. – С.
256-309.

                                     36
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42