Page 78 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 78

и предлагая их интерпретацию в заданном направлении. И в
этом контексте разговор о содержании образования в ка-
зачьих классах приобретает особый смысл: каким образом
представлять историю казачества в России в целом и на
Урале, в частности, какие события акцентировать, биогра-
фии каких людей изучать в качестве образцов для подража-
ния, иначе говоря, на основе чего формировать культурную
идентичность. Одним из путей становится обращение к во-
инским доблестям как самоотверженному проявлению
лучших человеческих качеств, выражающемуся в безупреч-
ном исполнении военнослужащими своего долга перед
Отечеством в мирное и военное время.

         Для процесса формирования идентичности важно
эмоционально окрашенное переживание культуры. Опыт
реконструкции культуры Урала и анализа региональной
идентичности уральцев, предпринятый нами в ряде преды-
дущих работ, и педагогическая практика введения регио-
нального компонента в общеобразовательных и высших
учебных заведениях свидетельствуют, что особый интерес
вызывают люди, жившие в крае и составившие его славу.
Эмоционально окрашенными воспринимаются образы края,
которые носят по преимуществу визуальный, пластический
характер.

         Для конструирования образа культуры казачества на
Урале более значимыми становятся словесные и аудиаль-
ные образы. Во многом это связано с тем, что самыми яр-
кими репрезентациями культуры Урала были декоративно-
прикладное искусство и живопись, а казачья культура в
большей степени зафиксирована в литературном тексте –
фольклорных записях, в обрядово-песенной традиции, в
воспоминаниях о прошедших событиях, в поэтических
строках. Переживание, связанное с обращением к литера-
турному источнику, становится основой для формирования
культурной идентичности. Тексты позволяют представить

                                     77
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83