Page 74 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 74

края, гордость за людей, которые жили на Урале, понима-
ние, что ценности региональной культуры – не абстракт-
ные, а личностно значимые.

         Воспитательные цели могут быть осознаны и арти-
кулированы в различной степени. Зачастую они не стано-
вятся предметов рефлексии. Однако сегодня мы являемся
свидетелями процесса, который можно определить как
«конструирование идентичностей» – сознательная дея-
тельность по освоению системы ценностей и принадлеж-
ности определенной культурной целостности. Рассмотрим
этот процесс на примере конструирования идентичности
регионального казачества.

         Как известно, в Российской Федерации принят Фе-
деральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О госу-
дарственной службе российского казачества», в стадии
рассмотрения находится «Закон о казачестве», созданы и
действуют войсковые общества, возрождая культуру воин-
ского сословия – казаков. В контексте нашего разговора
вопрос о казачьих обществах приобретает особый ракурс:
в регионах на территориях, прежде принадлежащих каза-
кам, восстанавливаются станицы и общины, в школах от-
крываются казачьи классы, ведется разговор о создании
специальных казачьих институтов по аналогии с военными
институтами – происходит институализация социально-
сословной общности в условиях несословного федератив-
ного государства. Споры, возникающие вокруг статуса ка-
зачества, их роли и месте в социальной структуре России,
фиксируют сложный процесс самоопределения.

         При этом интерес к культуре казаков на протяже-
нии последних десятилетий достаточно стойкий. Это –
хранящееся в коллективной памяти воспоминание о свобо-
долюбии и вольнице, о гордых и прекрасных людях траги-
ческой судьбы, чему во многом способствовали увлечение
казачьими песнями, внимание к костюму, языку. Однако

                                     73
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79