Page 73 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 73

многом эта ситуация связана с характером современной
культуры (унификация, тиражирование одних и тех же
стандартов), устремлениями молодежи «вписаться» в со-
временное социокультурное пространство и укреплением
российской государственности.

         Несмотря на происходящие изменения, феномен ре-
гиональной идентичности не исчезает, а, напротив, гораздо
более отчетливо заявляет о себе в новой ситуации «откры-
того» мира. То, что выше мы назвали внешними признака-
ми региональной идентичности, выходит сегодня на пер-
вый план. Оппозиция «Я – Другие» позволяет описать че-
ловека, принадлежащего к определенной региональной
общности, как определенный тип (с набором антропологи-
ческих, социальных и личностных характеристик).

         Таким образом, региональная идентичность создает
возможность для человека осознать собственную значи-
мость, в том числе и как части определенного сообщества,
ощутить свою принадлежность малой и большой родине.

         Воспитательные цели по формированию региональ-
ной идентичности реализуются в образовательной ситуа-
ции (системе урочных и внеурочных занятий, в процессе
обучения в системе дополнительного образования, в рас-
ширении образовательного поля за счет учреждений куль-
туры и пр.). Мы наблюдали процесс, в котором информа-
ционные и воспитательные цели взаимно обусловливали
друг друга: на аудиторных (классных) занятиях учащихся
и студентов знакомили с региональной культурой Урала
(школьников – с художественной культурой Урала на уро-
ках МХК, с историей края – на уроках отечественной ис-
тории; студентов – с культурой региона на спецкурсе
«Культура Урала»), результатом изучения становилось
осознание собственной принадлежности к региональной
общности. Студенты, например, на вопрос, «что для Вас
значит быть уральцем» отвечали, что это – знание истории

                                     72
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78