Page 69 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 69

торы, среди которых особо значимыми нам кажутся оцен-
ки и мнения других людей о человеке. Внешними характе-
ристиками идентичности могут служить атрибуция данно-
го индивида как принадлежащего к определенной нацио-
нальной культуре, социальной или профессиональной
группе и т.п. (идентичность такого рода можно рассматри-
вать в оппозиции Я-Другой). По сути, идентичность явля-
ется интегрирующим началом личности, обеспечивая его
тождественность самому себе и тому образу, на который
он ориентируется27.

         Региональная идентичность может быть описана
как внутреннее самоощущение человека (в логике «Я –
такой»). Как правило, обнаруживается тесная связь внут-
ренних качеств личности с местом жительства. Можно
предложить типологический ряд, где самоощущение чело-
века передается через его принадлежность к определенной
территориальной целостности: москвич, петербуржец, по-
мор, донской казак, уралец, сибиряк, северянин и др. В
этих названиях соединяются воедино принадлежность к
определенному региональному сообществу и набор лично-
стных качеств, закрепившихся в обыденном сознании
(достаточно вспомнить традиционный для культуры совет-
ской эпохи образ петербуржца как «старого интеллигента»,
или сформировавшийся в ходе освоения Западной Сибири
и Севера тип северянина – грубоватого «работяги» и от-
зывчивого человека, готового прийти на помощь).

         В последнее время в разных регионах стали появ-
ляться исследования, посвященные «региональной иден-
тичности». Вопрос этот непростой и во многом связан с

27 Безусловно, требует более детального исследования само понимание
тождественности личности самой себе и образу сознания, однако, по-
скольку это не является целью нашей работы, ограничимся простой
констатацией.

                                     68
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74