Page 70 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 70

политической ситуацией, сложившейся в современном ми-
ре и в России, в частности.

         Поиск оснований для многих людей стал одной из
вех на пути самоосознания. Стали появляться исследова-
ния, посвященные не только проблемам персональной
идентичности, но и затрагивающие разные группы «иден-
тичностей», в том числе региональную. Анализ работ, по-
священных настоящей проблеме, позволяет сделать вывод,
что сугубо «территориальной привязкой» дело не ограни-
чивается. В контексте проблемы региональной идентично-
сти возникает представление об исторически сложившихся
региональных общностях. Среди них можно назвать Си-
бирь и сибиряков, Дон и донских казаков, Урал и уральцев.

         В качестве примера приведем статью, опубликован-
ную не так давно в газете «Восточно-Сибирская правда»
под симптоматичным названием «Сибиряки и “сибирство”»
(автор – Н. Сверкунова), где с пафосом провозглашается:
«Население разных регионов (в географическом, широком
понимании) имеет свои особенности, которые отражены в
материальной, духовной культуре, менталитете. Но лишь
население такой территории, как Сибирь, может претендо-
вать не просто на региональную идентичность, но и на осо-
бую региональную общность, которая формировалась в те-
чение трехсот лет ее освоения и экономического, а также
культурного развития»28. И далее приводится показательная
«цифра» – более 70% жителей региона положительно отно-
сятся к такой постановке вопроса.

         Характерно, что последующий экскурс в историю
освоения Сибири только подтверждает изначальный тезис
о существовании особого типа культуры (сибирского) с
особым же типом личности. Позволим себе еще одну цита-
ту: «77,8 % участников опроса о сибирской идентичности в

28 Сверкунова Н. Сибиряки и «сибирство» // Восточно-Сибирская
правда. 2000. 7 октября.

                                     69
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75