Page 72 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 72
связь с локальной целостностью, которая для него репре-
зентирует большое целое. Возможно и обратное, он ощу-
щает свои принадлежность локальному как составному
элементу единого целого. В обоих случаях, эта связь ви-
дится как неразрывная и взаимообусловленная, дающая
представление о т.н. «двойной идентичности».
Можно говорить о двух уровнях: идентичности пер-
вого порядка – региональной, и идентичности второго по-
рядка (принадлежности большей общности) – общероссий-
ской. В ряде регионов с этнически относительно однород-
ным населением идентичность региональная может совпа-
дать с этнической (двухступенчатая система); в тех регио-
нах, где население этнически разнородно, региональная
идентичность занимает более «высокий этаж», чем этниче-
ская (трехступенчатая система). В любом случае идентич-
ность, соединяющая региональный и общероссийский
уровни, в сознании современного человека присутствует.
Это подтверждают наши опросы учащихся старших
классов екатеринбургских школ и студентов педагогическо-
го вуза. Опрашиваемые нами молодые люди фиксировали
свою принадлежность как к «уральцам», так и к «россия-
нам», хотя, справедливости ради, отметим, что если к
«уральцам» относят себя подавляющее большинство опра-
шиваемых и для них это значит связь с местом рождения и
жизни, то «россиянами» считали себя гораздо меньшее ко-
личество опрошенных (около 60 %), мотивируя свой ответ
тем, что свою принадлежность к «россиянам», они могут
осознать, только поехав в другую страну. Вероятно, этот
факт иллюстрирует еще одну плоскость в осознании собст-
венной идентичности – ее связь с внешними и внутренними
условиями существования.
Интересно, что ситуация начала меняться в самое
последнее время. Для сегодняшних молодых людей значи-
тельно важнее, что они жители России, чем региона. Во
71