Page 68 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 68
процесс формирования культурной идентичности в обра-
зовании – это целенаправленная деятельность по ее [иден-
тичности] конструированию.
Разговор о социальном конструировании, благодаря
работе П. Бергера и Т. Лукмана, стал сегодня чрезвычайно
популярным. В проекции педагогики он приобретает раз-
говор о проектировании и конструирования педагогиче-
ских систем, воспитательных и образовательных про-
грамм. Мы хотим обозначить еще одну плоскость соци-
ального конструирования – формирование культурной
идентичности в процессе образования человека. Образова-
тельные технологии нацелены не только на усвоение опре-
деленного объема информации об окружающем мире, но и
на формирование у человека устойчивых качеств, с помо-
щью которых он позиционирует себя в этом мире, осоз-
нанно выбирая формы и способы взаимодействия с други-
ми людьми в соответствии с освоенными культурными об-
разцами.
Ключевое слово – «осознанно». Оставим за скобка-
ми размышления о том, ставится ли в отечественной педа-
гогике таким образом сформулированная задача. Отметим
лишь, что вольно или невольно педагоги, преподающие
гуманитарные дисциплины, пытаются этим заниматься,
вводя в учебные курсы историко-культурное, краеведче-
ское, этнокультурное содержание с целью «приобщения к
ценностям родной культуры».
Идентичность формируется под воздействием внут-
ренних и внешних условий. Внутренние условия связаны с
миром личности, с теми смысложизненными ориентация-
ми, которые для нее характерны, иначе говоря – с миром
«Я». Идентичность носит ценностно-ориентационный ха-
рактер и может рассматриваться как одна из форм вклю-
ченности человека в социальное пространство. На форми-
рование самоидентичности воздействуют различные фак-
67