Page 67 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 67
ристика самотождественности, основанная на восприятии
себя в неразрывном единстве с социально-культурным це-
лым. Исследования идентичности в отечественной и зару-
бежной науке обнаружили многослойность самого поня-
тия, увязывая его не только с психологическим состоянием
субъекта, но и с проблемами личностного роста, с его со-
циальными ролями. Среди необходимых социально-
психологических характеристик идентичности называются
самоосуществленность личности, ее жизненная реализо-
ванность и пр. Идентичность рассматривается и как поня-
тие, характеризующие уникальную природу человека, и
как антропологический контекст человеческой сущности, и
как результат реализации внутренней сущности во внеш-
них условиях. В современных исследованиях можно найти
рассуждения об этнической, региональной, религиозной,
гражданской идентичностях, свидетельствующие не столь-
ко о многомерности понятия, сколько о его востребованно-
сти для описания социально-культурных реалий.
Множественность идентичностей, характеризующая
личность эпохи модернити, вызывает ассоциации со шка-
фом, в котором на каждый случай есть новая одежда. Весь
вопрос – каков этот «шкаф»: где он стоит, как выглядит,
кем и когда он «заполнялся». По сути, мы обнаруживаем,
что сколь бы ни был разнообразен репертуар идентично-
стей, он интегрирован культурой, в которой происходил
процесс взросления человека.
Вопрос о культурной идентичности воспринимается
как актуальный в образовании – целенаправленном про-
цессе формирования целостной личности, способной к
творчески-активной преобразующей деятельности. Образ
культуры, ее ценностно-нормативное ядро в процессе жиз-
ни человека осваиваются во многом стихийно, в то время,
как в ходе обучения и воспитания это становится основой
образовательных стратегий и практик. Можно сказать, что
66