Page 33 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 33
мический процесс созидания культуры. Время и место
культуры становятся не просто константами жизни, они
позволяют выявить уникальность и воспроизводимость
результатов деятельности как разнонаправленных взаимо-
действий человека с окружающим миром.
Продуктивным в пространстве региональной куль-
туры нам видится анализ взаимоопределенности категорий
«деятельность», «субъект», «пространство». В самом об-
щем виде можно выстроить такую логическую цепочку:
региональная культура – это продукт деятельности людей
в региональном пространстве. Субъектами действия в ре-
гиональном пространстве выступают индивиды, социаль-
ные сообщества и организации. Можно говорить о двух
типах субъектов – индивидуальных и коллективных, отли-
чительными особенностями деятельности которых явля-
ются осознанность как способность распознавать характер
социального действия и целенаправленность на достиже-
ние определенного результата.
В культурно-образовательном пространстве субъ-
ектами выступают отдельные индивиды, осуществляющие
свою деятельность в специализированных сферах образо-
вания и культуры (несмотря на различия в проявлении со-
циальной активности мы можем сюда отнести не только
профессионально ориентированных людей, но и тех, на
кого их профессиональная деятельность распространяет-
ся), профессиональные сообщества, конфессиональные и
этнокультурные группы.
Профессиональная деятельность в сфере образова-
ния и культуры направлена не столько на передачу инфор-
мации, сколько на преобразование социально-культурной
среды, включающее активное воздействие на обучающих-
ся в образовательных учреждениях всех уровней, на чита-
телей, слушателей, зрителей через создание и распростра-
нение ценностей и образцов культуры.
32