Page 182 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 182

жителей, чтобы найти возможности для проявления ини-
циативы в настоящем.

        Этот разговор значим и в социальном плане. Сегодня
на Урале острой проблемой является существование моно-
городов. Созданные для производственных нужд, они вос-
произвели архаическую схему города-завода с той лишь
разницей, что в силу огосударствления промышленного
производства и государственного патернализма не было не-
обходимости для проявления личной и групповой инициа-
тивы. Развитие культурно-образовательного пространства
моногорода может проектироваться в логике творческих
индустрий, использования их возможностей для самозаня-
тости в сфере художественных практик, социокультурного
сервиса, туристического бизнеса. Однако для уральских мо-
ногородов в силу их привязанности к реалиям советской
традиции такие формы деятельности доступны лишь отчас-
ти. Вероятно, вектором развития может выступать не сфера
культуры, а сфера образования, которая актуализирует тре-
бования бизнеса (организация опытных производств, разви-
тие сервисных услуг, связанных с использованием инже-
нерно-технологического потенциала) или отвечает на свои
собственные потребности (создание кружков и клубов, свя-
занных с техническим творчеством, безопасностью жизне-
деятельности, спорта). Сфера культуры в ее отраслевом
смысле выступает в этой ситуации в качестве обеспечения
культурно-досуговой деятельности, существование которой
является вторичной по отношению к удовлетворению лич-
ностных потребностей, но сохраняет свою значимость как
сфера возможного «приложения сил».

        В перспективе изменяется и роль библиотек, по фак-
ту превращающихся в информационные центры. Сегодня
анализ деятельности центральных библиотек позволяет ска-
зать, что традиционное библиотечное обслуживание уходит
в прошлое, библиотека превращается в многопрофильное

                                    181
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187