Page 131 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 131

Скорость и частота изменений вызывают у большой
части городского населения ощущение неустойчивости, а
постоянная угроза (не на словах, а на деле) историческому
облику воспринимается в том числе и как опасность утраты
собственных жизненных оснований. При этом для жителей
«периферии» центр города воспринимается как «чужой»,
как отдаленное/отделенное от их собственной жизни про-
странство. Для юных горожан, живущих в отдаленных от
центра районах, центр города обладает привлекательностью
путешествия, неизвестности (характерное выражение «по-
едем в город» относится к перемещению из зоны «перифе-
рии» в «центр»), но остается неосвоенным. Поэтому кон-
центрация жизненных смыслов внутри микрорайона требу-
ет более внимательного взгляда на возможности городской
среды, ее способность генерировать новые идеи и создавать
условия для самоорганизации жителей внутри локального
пространства.

        В упоминаемом нами опросе о социокультурном
потенциале респонденты отмечали, что особую роль в ор-
ганизации культурной жизни микрорайона играют образо-
вательные и досуговые учреждения. При этом часть опро-
шенных констатировала, что у образовательных учрежде-
ний сохраняется потенциальная возможность играть более
активную роль. На уточняющий вопрос о том, от кого
должна исходить инициатива, респонденты отвечали, что,
в первую очередь от районных органов власти, инициатива
граждан упоминалась в числе последних. И здесь мы фик-
сируем не только факт пассивности населения, но гораздо
более существенную проблему – отношение к пространст-
ву собственной жизни как к «пристанищу», но не «дому».
Разница как раз в ощущении вре́менности и атомарности
собственного существования. Привязанность к месту соб-
ственного существования, как известно, выступает в каче-

                                    130
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136