Page 102 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 102

водятся определенные культурные практики, характери-
зующие территорию и способствующие становлению ре-
гиональной идентичности.

        Для социального пространства значимыми будут
как явления «физического», так и «ментального» про-
странств. Деятельность учреждений и людей, в них рабо-
тающих, их ценность для развития территории, характер
взаимодействия с социумом, способность выступать в ка-
честве «точки» стягивания культурных смыслов – предмет
для анализа социолога культуры. Понимание жителями
ценности этой деятельности, представление о регионе как
структурированном целом, в котором учреждения образо-
вания и культуры создают особую, ментальную «карту ме-
стности» становятся важными как для самих учреждений,
так и для анализа характера их взаимоотношений с соци-
альной средой.

        Кроме того и сами учреждения образования и куль-
туры могут быть рассмотрены как социальные пространст-
ва. Сошлемся на исследование, проведенное несколько лет
назад в Волгограде и посвященное роли музея в жизни го-
рожан в рамках проекта «Музей в Твоей жизни», поддер-
жанного фондом Потанина. Через воспоминания, впечат-
ления, эмоции волгоградцев, связанные с Волгоградским
музеем изобразительных искусств, была сделана попытка
актуализировать для жителей музей как значимое социаль-
ное пространство, в котором спроецированы личные смыс-
лы. Результатом работы по этому проекту стала выставка,
те музейные предметы, которые захотели увидеть сами го-
рожане. Как отмечали авторы этого проекта, музей для них
– именно «общественное пространство, где экспонируемая
коллекция является отражением городского социума»42.

42 18 июня – 20 августа, Музей изобразительных искусств (Волгоград)
– выставка «Музей в Твоей жизни». URL: http://www.gif.ru/afisha/2009-

                                    101
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107