Page 105 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 105

1.4. Культурно-образовательное пространство
как региональный кластер

        Сегодня понятие «кластер» стало одним из наибо-
лее часто употребляемых. Если идти от этимологии слова
«cluster», означающем в английском языке «скопление», то
само понятие можно определить, как объединение одно-
родных элементов, объединенных территориальным сосед-
ством и общностью деятельности, которое может рассмат-
риваться как самостоятельная единица с набором специ-
фических качеств. Кластерный подход в настоящее время
рассматривается как наиболее перспективный в анализе
сложных социально-экономических систем, поскольку по-
зволяет выделить внутри них «узлы» и «блоки» (еще одно
значение слова «кластер»). Можно сказать, что в иерархи-
чески выстроенной структуре кластеры «занимают» сред-
ний по отношению к макросистеме уровень, объединяя в
единые комплексы элементы системы.

        Понимание культурно-образовательного простран-
ства как кластера в системе территориально закрепленных
связей и взаимодействий, на наш взгляд, позволяет под-
черкнуть его значимость в создании и организации регио-
нальной жизни, более четко очертить границы культурно-
образовательного пространства и выделить принципиаль-
ную проницаемость этих границ. Выделение культурно-
образовательного пространства в качестве регионального
кластера позволяет обнаружить ряд преимуществ, как для
его собственного существования и для сфер образования и
культуры, в него входящих, так и для региона в целом.

        В Концепции долгосрочного социально-экономичес-
кого развития РФ до 2020 года предусматривается не только
создание сети территориально-производственных класте-
ров, реализующих конкурентный потенциал территорий, но
и сокращение дифференциации уровня и качества жизни на

                                    104
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110