Page 97 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 97

лью «персонажа» в историческом действе наталкивает на
мысль о том, что тот или иной человек был интересен на-
столько, насколько он позволял региональным лидерам
дополнительно легитимировать собственные амбиции и
претензии. Причем фактов здесь более чем достаточно: от-
крытие в Екатеринбурге памятника отцам-основателям го-
рода было скорее «памятником» мэру, связывающему соб-
ственную деятельность с историческим прошлым. Обра-
щение к образам Демидовых и стоящее в одном ряду с ни-
ми празднование 300-летия уральской металлургии в
2000 г. были знаком того, с чем и кем хотели ассоцииро-
вать свою деятельность областные власти.

         На протяжении 2000-х годов процесс символизации
регионального пространства трансформировался: из дея-
тельности региональных элит он сместился в сторону об-
разовательно-просветительскую. Историю Урала стали
изучать в школах, а персонажи-символы стали маркиро-
вать культурное пространство (восстановление Демидов-
ской премии для выдающихся ученых, учреждение город-
ской премии Татищева и де Генина, присуждаемой за про-
екты, значимые для населения города и региона).

         Символический «пантеон» дополняется деятелями
культуры: наряду с Д. Маминым-Сибряком и П. Бажовым в
него стали включать скульптора Э. Неизвестного и художни-
ка М. Брусиловского37. Однако этот процесс идет не очень
активно: интерес к нему у горожан чрезвычайно низкий.

         Региональная символика необходима для формиро-
вания идентичности и самосознания жителей, для обрете-
ния связи с собственной историей как связи с собственным
прошлым. Символически насыщенное пространство фор-

37 Сходный процесс идет, например, в Перми, где С. Дягилев, уроже-
нец города, стал символической фигурой местного «пантеона», что
нашло свое выражение и в установленном памятнике, и в проходящих
фестивалях «Дягилевские сезоны».

                                     96
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102