Page 259 - Советский миф в судьбе Урала
P. 259

ет общую цель, не позволяет ли себе «увлекаться», забывая о
главном.

         Жизнь «материка» имеет землистый, охристый цвет,
почти монохромна, протекает или при тусклом искусственным
шахтном освещении или чересчур ярком, горячечном свечении
расплавленного металла. Вращаясь в одном и том же круге, она
не знает перемен, развития: самовоспроизводится здесь лишь
единый производственный процесс (который не затрагивают,
как будто обходящие его стороной, научные и технологические
революции). Внутренняя статичность делает эту жизнь непод-
властной потоку времени. Единственное «изменение», действи-
тельно имеющее место в этой жизни – уход на пенсию пожилых
рабочих и смена их на рабочем месте молодежью. Несмотря на
то, что молодые часто полны оптимизма, их судьба всегда из-
вестна заранее.

         Главная убежденность жителей «материка» заключается
в том, что они сами является одними из творцов существующего
мира. Но, не ощущая в самих себе способности предложить ка-
кую-либо альтернативу сложившемуся порядку, они оказывают-
ся лишены надежд на перемены в своем существовании.

         Задача «отразить в искусстве» эту, казалось бы, подчерк-
нуто простую жизнь оказывалась непростой. За официальным
славословием в адрес «героев трудовых буден», художники не
могли не видеть, что труд рабочих из средства создания матери-
альных условий для жизни давно превратился в самоцель. Изо-
бражения «трудовых побед», «праздничных рапортов», «трудо-
вых рекордов», «чествований» как-то неизбежно теряли искрен-
ность, а значит и характер достоверности. В них словно бы
скрыто присутствовало чувство неловкости, как будто стремле-
ние героизировать изображение труда прикрывало необходи-
мость признания некоего неподвластного им факта.

         В творчестве уральских живописцев начинает постоянно
варьироваться сюжет, который условно можно назвать «я и мои
герои», изображающий художника прямо в заводском цеху ри-
сующего рабочих. В сюжете проглядывало настойчивое стрем-
ление живописцев не просто попытаться понять жизнь рабочих,
но и внутренне примерить ее на себя. «Советскими деятелями
искусств» был с самого начала унаследован интеллигентский

                                            258
   254   255   256   257   258   259   260   261   262   263   264