Page 107 - Советский миф в судьбе Урала
P. 107

факультеты. В итоге в 1925 году он был переименован в поли-
технический институт. Для гуманитарного образования места в
высших и средних учебных заведениях Урала не оставалось.

         Чем больше будущее края ставилось в зависимость от
веры в «историческую правоту» коммунистических идеалов,
тем настоятельней становилась потребность власти представить
современность с точки зрения уже начавшегося ее социалисти-
ческого преображения. Это опять возвращало местную власть к
вопросам пропаганды и искусства, обсуждению их задач. Тре-
бования партии к искусству становились все жестче и опреде-
леннее.

         Об областных выставках 1925-1927 годов говорилось
выше. Можно упомянуть, что в 1925 году состоялась еще одна
выставка – городская – в Челябинске. Понимание «политическо-
го момента» нашло свое отражение в представленных на вы-
ставке таких картинах, как «Убийство пяти челябинских комму-
наров» или «Челябинск в дни похорон Ленина», со всей скрупу-
лезностью и жизненной достоверностью стремящихся воспро-
извести конкретные события. Здесь же были выставлены и экс-
прессионистические, близкие к кубизму, работы А. Самохвалова
«Рабочее строительство», «Буржуазные девицы», «Цирк», «Ба-
лерина»95.

         Но центральное место на выставке заняли полотна Нико-
лая Русакова, отличающиеся внутренним масштабом, художест-
венной культурой и, как писал челябинский рецензент, «колос-
сальным чувством цвета, чувством, доходящим до чувственно-
сти». Очарованный и вдохновленный Востоком, знакомство с
которым произошло у художника еще во время путешествия
1914 года, Русаков находил в его ярких красках, экзотических
типах бесконечное множество сюжетных поворотов и тем. Тот
же рецензент признавался, что Русаков «своими картинами и
после выставки будет неотвязно стоять перед глазами». Речь
шла о таких полотнах художника, как «Трое (Будда, Христос,
Магомет)», «Восточный диспут», «Сбор хлопка», «Граждане

95 См.: Г.Трифонова. Ук.соч.С.64.

                                            106
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112