Page 102 - Советский миф в судьбе Урала
P. 102

тельной организацией энтузиастов, самостоятельно добываю-
щей средства к существованию, власти УОЛЕ было не нужно.

         Находившееся на протяжении 20-х годов постоянно под
угрозой «национализации» УОЛЕ разрушалось в бесконечной
чехарде реорганизаций и переподчинений. М.О.Клер, тогдаш-
ний председатель Общества, был арестован и едва не расстрелян
по нелепому обвинению ОГПУ в «экономическом шпионаже в
пользу французских капиталистов». В 1925 году научная биб-
лиотека и музей (получившие статус государственных) были
выделены из состава УОЛЕ. Общество лишившись основы, на
которой строилась вся его научно-исследовательская и просве-
тительская работа, было обречено на угасание.

         Тем не менее, краеведение на Урале находилось на подъ-
еме. В июне 1928 года в Свердловске состоялась выставка
«Краеведение на Урале», приуроченная к проведению област-
ной краеведческой конференции. Уральские краеведы продол-
жали вести большую культурно-просветительную работу, зани-
мались организацией охраны памятников истории и культуры,
способствовали становление архивного и музейного дела в крае.

         В Свердловске был открыт областной Краеведческий ка-
бинет, а позднее по почину и на средства Уральского областно-
го бюро краеведения – первый на Урале и, вероятно, в стране –
Краеведческий университет. Университет ставил своей целью в
цикле популярных лекций дать слушателям представление о
географии и истории Урала, особенностях жизни его населения.
Именно на Урале был создан один из первых в стране ком-
плексных музеев – Шадринское научное хранилище91.

         Важнейший итог всей работы по исследованию Урала,
обобщающий опыт поисков краеведов и аккумулирующий их
лучшие достижения, можно было бы видеть в том понимании
истории и культуры края, к которому пришел упоминавшийся
уже профессор П. С. Богословский.

         Ученый определял Урал как огромную географическую
единицу со специфическими факторами культурно-социального
порядка. Он обосновал наличие на Урале «своеобразной город-
ской цивилизации» с особой мировоззренческой сущностью,

91 Там же. С.15.

                  101
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107